Сайт создан учителями русского языка и литературы Широких Т.А., Ревякиной Н.И. ГБОУ СОШ №324 Курортного района Санкт-Петербурга как учебный курс для учащихся, участвующих в литературной гостиной и желающих научиться писать стихи.

Словарь

Рифма
созвучие окончаний стихов
Лирика, лирическая поэзия
- род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако "самовыражение" поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России - А. С. Пушкин, А. А. Блок.
Ямб
стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Хорей
Двусложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный (долгий) и следующий за ним безударный (краткий) слоги, напр.: «Мчатся тучи, вьются тучи» (Пушкин);
Амфибрахий
(гр. amphibrachys) трехсложный стихотворный размер, стопа которого содержит один ударный (долгий) слог между двумя безударными (краткими) (w - w), напр.: грибная | пора о|тойти не | успела* (Некрасов).
Анапест
(гр. anapaiston) трехсложный стихотворный размер, стопа которого содержит два безударных (кратких) слога и один ударный (долгий) (w w -), напр.: уноси моё сердце в звенящую даль (фет).
Дактиль
(гр. daktylos) трехсложный стихотворный размер, стопа которого содержит один ударный (долгий) и два безударных (кратких) слога (- w w), напр.: было двенадцать разбойников (Некрасов).
Пиррихий
(греч. pyrrichios) (лит.). Двусложная стихотворная стопа из двух безударных слогов, напр. третья стопа в следующей ямбической строчке: когда|не в шу|тку за|н+емог (Пушкин).
Спондей
(греч. spondeios) (лит.). В метрическом стихосложении - стопа из двух долгих слогов, в тоническом - из двух ударяемых слогов, напр. первая стопа след. стиха: как серд|цу вы|сказать| себя? (Тютчев).
Ритм
(греч. rhythmos). Равномерное чередование каких-н. элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-н.). Ритм танца. Ритм движений. Ритм русского стиха создается определенным чередованием ударных и неударных слогов. Ритм работы. Законы ритма.
Стих
Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. александрийский стих (см. александрийский). Пушкинский стих. Размер стиха.
Стихотворение
Небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами.
Стопа
Повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).
Метр
Определенное повторяющееся соотношение ударных и безударных слогов внутри стихотворной строки; стихотворный размер (в стихосложении).
Размер
То или иное количество и расположение слогов в стихе (напр. чередование через определенные промежутки слогов ударного и неударного, или кратких и долгих, или повторение одинакового количества слогов через равные промежутки и т. п.), от к-рого зависит звуковой мелодический строй стиха (лит.). Двухдольные, трехдольные размеры (создаваемые повторением одинаково построенных двух, трех слогов). В русской поэзии наиболее употребительные размеры - ямб и хорей.